Вернуть людям трезвость

Вернуть людям трезвость 05.02.2014

В этом году Россия и весь православный мир празднует 700-летие известного русского святого – преп. Сергия Радонежского, Не удивительно, что образ этого святого, его жизнь, деятельность и труды стали основной темой, прошедших в конце января в Москве XXII Рождественских Чтений. Отдел по Церковной благотворительности и синодальному служению РПЦ совместно с координационным центром по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму ОЦБСС и активистами Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», программу своей секции так и обозначили «Утверждение трезвости в современном мире: наследие Сергия Радонежского и русских святых».

«Я не пью и не курю, я студент РСГУ»

   Заседание трезвеннической секции традиционно проходило в стенах Российского государственного социального университета, поэтому в актовом зале РСГУ находились помимо священников и активистов трезвеннического движения, учащиеся и преподаватели этого учебного заведения. Не много, к сожалению, ведь тема «Чтений» была сугубо просветительской, а доклады – чрезвычайно интересными и полезными. Особенно хочется выделить доклад доктора психологических наук, профессора и заведующего кафедрой социальной психологии РСГУ Е. А. Петровой.

   Выделялось ее выступление с трибуны Чтений не только тем, что Елена Алексеевна была единственным выступающим женского пола, но и тем, что она была одним из немногих светских докладчиков, не облеченных духовным званием. Представителей духовенства было особенно много на нынешних Рождественских чтениях.

   Доклад Петровой под названием «Формирование трезвого образа жизни: социально-психологический подход» был выслушан всеми с огромным интересом, т.к. стал своего рода мостиком между серьезными исследованиями наследия Библии и трудов русских святых и современным научным подходом к изучению темы трезвости и трезвения.

   Отметив, что она с удовольствием участвует в работе трезвеннической секции уже 7 раз, Елена Алексеевна начала свое выступление с принятого в стенах ее учебного заведения девиза: «Я не пью и не курю, я студент РСГУ». Естественно это высказывание является нормой и для преподавателей университета, которые должны быть образцом для подражания своим студентам. Исследование трезвого образа жизни является, по ее словам, одним из актуальнейших для преподавателей и студентов возглавляемой ею кафедры. И можно бы уже смело внедрять исследования на тему трезвости в реальную практику, но, увы, это не спешат делать ни государственные структуры, ни лидирующие партии страны. Вся трезвенная работа, по словам докладчика, заключается на сегодня в том, что ребенку без конца говорят - не пей, не пей, что приводит человека к обратному желанию – попробовать запретный плод, столь распространенный в жизни взрослых людей.

Нужно показывать как хорошо жить трезво

   По мнению Е. А Петровой работу по формированию трезвенных убеждений нужно выстраивать по иному принципу – показывать как хорошо жить трезво и объяснять почему. Мотивацию несвершения и изучают преподаватели кафедры социальной психологии со своими студентами. Они определили, что трезвость - это набор определенных качеств, которые нужно формировать в ребенке с раннего возраста.

   Елена Алексеевна назвала целых 10 качеств, связанных с трезвостью. И в числе первых стоит мировоззренческая составляющая, признающая высшей ценностью саму жизнь, а любой наркотик и алкоголь, прежде всего, представляет серьезную угрозу жизни самого человека и других людей.

   На втором по значимости месте стоит формирование социальных потребностей и моделей, противодействующих скуке и праздности. Именно безделье и не насыщенность жизни интересными занятиями становится одной из распространенных причин пьянства. Тем более в обществе, где выпивка однозначно позиционируется в сознании многих людей с ситуацией праздника, отдыха и развлечений. И совершенно правильно поступают те родители, которые стремятся максимально загрузить ребенка разноплановой, развивающей его деятельностью. Ведь человек создан по образу и подобию Божьему, а раз Бог - Творец, то и мы должны проявлять свои творческие способности, развивать и направлять свои таланты в конструктивное, созидательное русло.

   Важна для человека и культура поведения, взаимоотношение с окружающими людьми, что невозможно контролировать при употреблении ядов и наркотиков, доступнейшим из которых давно признан уже алкоголь.

   Такие качества как социальная ответственность, гражданская позиция по отношению к обществу и семье, также важно формировать с детских лет. Пьяный человек может стать угрозой для других людей, сев, к примеру, за руль автомобиля. А глава семьи, пропивший весь заработок, оставит голодными свою семью и детей.

   Воспитанный и разумный человек прекрасно понимает сколько бед, горя и проблем приносит алкоголь и тому, кто его употребляет, и тому, кто окружает пьющего человека. Отсутствие социальной ответственности – одна из главных характеристик пьющего человека.

   Человек также должен уметь выходить из трудных жизненных ситуаций без помощи алкоголя, который лишь усугубляет проблему. И этой устойчивости жизненным преградам нужно тоже учить с детства.

   Есть у молодых людей и проблемы коммуникативной компетентности. Никто не учит сейчас поведению в обществе и не удивительно, что юные девушки и юноши, выходя первый раз в свет, на танцы или дискотеку, приняв определенное количество спиртного.

   Человек должен уметь не просто легко интегрироваться в любой группе людей, но и находить группы, имеющие сходные с ним интересы, И нужно с детства учиться выстраивать эффективные коммуникации с любыми партнерами без алкоголя.

   Легче всего делать это, по мнению докладчика, через первичную социализацию в семье и в церковной среде. Услышав от предыдущих выступающих про традиции проведения летних встреч членов братства на берегу озера Увильды Челябинской области, Елена Алексеевна заявила, что лучшим способом научить человека жить трезво (первичной социализацией) будет недельное пребывание ребенка вместе с родителями на подобном мероприятии. Где еще можно получить столь живой опыт насыщенного и интересного времяпровождения среди огромного количества трезвых людей разного возраста.

Никаких исключений в отношении к отраве

   По мнению профессора психологии формировать трезвость нужно не столько на сознательном уровне убеждений, сколько через подсознательные механизмы подражания, через заражение чьим-то авторитетным примером.

   И тогда всякие псевдоубедительные разговоры о дозе, которые наука давно уже развенчала, не станут поводом к употреблению спиртного для человека. Авторитетные исследования ученых из многих стран убедительно доказали, что любые промили спиртного изменяют поведение и реакции человека – меняют все его психологические характеристики. И человек с детства должен четко знать, что яд - это яд и никаких исключений в отношении к отраве быть не должно.

   Увы, такие убеждения совершенно не распространены в российском обществе. Напротив, помимо явной рекламы, по телевидению идет постоянно скрытая реклама алкоголя, особенно мощно включающая механизмы заражения. «Мы практически не встретим, - отметила докладчик, - в художественных фильмах героя, который показывает как хорошо жить трезво и демонстративно отказывается от выпивки. Человек в любой ситуации должен уметь спокойно заявить «Я не пью» и не чувствовать себя при этом белой вороной».

   Помимо формирования трезвых убеждений, важно, по мнению профессора Петровой, формирование социальной ответственности и активности. Совместно со студентами психологии на ее кафедре были разработаны тренинги на эту тему, но никто из властных структур, включая единороссов, не согласились на участие в них, а соответственно и на дальнейшее внедрение навыков ответственности в молодежной среде.

   Мало в нашем обществе говорится о важности социальной активности, о необходимости приносить пользу обществу, например, через волонтерство, через участие, в социально значимых проектах и мероприятиях. А ведь в подростках заложено это стремление к реализации, нужно только развить и поддержать его. И убедить, что самореализация должна быть исключительно конструктивной и проявляться в социально одобряемых формах, в творчестве, например. Ребенок с детских лет должен понимать, что он пришел в мир, чтобы созидать мир в себе и вокруг себя.

Преподобный Сергий Радонежский – первый русский трезвенник…

   Этому же, по сути, учит и вся церковная история, Библия и все русские святые, о чем поведали в своих выступлениях все следующие докладчики трезвеннической секции Рождественских чтений. Практически все доклады, сделанные священнослужителями, были посвящены отношению к вину и трезвости в Библии и в трудах святых отцов. Особенно основательным был доклад настоятеля храма архистратига Михаила из г. Талдом Московской области, протоиерея Ильи Шугаева. И хотя название его доклада было достаточно узким «Преподобный Сергий и древние отцы о трезвости», подошел кандидат богословия Илья Шугаев к изучению этого вопроса, весьма издалека. И как он сам заявил в начале выступления, сделал для себя немало неожиданных открытий в процессе подготовки к Чтениям. Он подробно рассмотрел содержание древних монашеских уставов, сравнил их с современными и теми, которые были приняты на русских землях. Оказывается и в древнейшем Иерусалимском Уставе, и в Стройном уставе 15-16 века и в Уставе Иосифа Волоцкого были запреты на пьянствование, повторяемые много раз и даже объясняющие причины этих запретов. В некоторых монастырях, к примеру, Валаамском, и без объяснения причин отнималось любое спиртное перед входом в монастырь и возвращалось лишь перед отъездом с острова. И чуть ли не первым настоятелем, внедрившим трезвость в монастырских стенах, был преподобный Сергий Радонежский. И хотя в его житиях нет прямых указаний на его личную трезвость, известно, что абсолютно не употребляли алкоголя его мать –схимонахиня Мария и брат Стефан.

   Разрешение на употребление вина по праздникам появилось в русских монастырях лишь после «Никоновской справы», когда патриарх Никон взял за основу греческий образец. И это вернуло нас, к сожалению, к чуждым для Руси студийским обычаям и оказало нам плохую услугу, ибо вошло в Типикон, на который сейчас любят ссылаться как на древний источник…

   Тем не менее, и после Никоновских нововведений, многие русские святые были категорическими противниками спиртного в любом виде и количестве, дабы не подвергать себя опасности потери самоконтроля и не подавать дурной пример братии и мирянам. Эту точку зрения о. Илья Шугаев подкрепил многочисленными цитатами из Библии и учения святых отцов.

Главная добродетель - трезвение ума

   «Монашество и трезвость» - так назывался доклад благочинного церквей Волоколамского округа Московской областной епархии игумена Серафима (Николина). Он также говорил о том, что главным для монахов было стяжание благодати Святого Духа и достижение духовных целей, поэтому жизнь их проходила в скромности и воздержании, в стремление к аскетичности. А аскеза – это постоянные упражнения, развивающие духовные и телесные силы. Это пост и труд ради достижения Божественной благодати.

   Поэтому монах, да и всякий благочестивый христианин не должен ублажать чрево свое никакими излишествами, о чем говорится как в Священном Писании, так и в трудах многих святых отцов. Игумен Серафим сослался в своем выступлении на преп. Авву Дорофеева, который дал интересное толкование на икону, изображающую посещение преп. Сергия Божьей Матерью. Один из участников этой встречи стоит на иконе понурив голову, т.к. три года назад позволил выпить себе чашу вина и теперь боится оскорбить Богоматерь своим дыханием…. Таким образом, во все времена бытовало убеждение, что пьянство – это порок, несовместимый с образом подвижника Христианства. А любящий вина никогда не сподобится духовных дарований и добродетелей, главной из которых является трезвение ума.

   Игумен Серафим, также как и другие докладчики особенно часто ссылались в своих выступлениях на цитаты из трудов таких известных и авторитетных святителей как Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и священномученика Владимира Богоявленского, посвятившего трезвости порядка 10 своих работ.

Наш вклад в дело спасение ближнего

   Ему и посвятил свое выступление председатель Свято-Троицкого братства «Трезвение» Шепетовской епархии иерей Михаил Романюк с Украины. Ссылаясь на известный труд владыки Владимира «Против ли нас (абстинентов) Библия?», прочитанный митрополитом Владимиром на противоалкогольном съезде в Москве в 1912 году, о. Михаил приводил выдержки из выступлений священномученика, которые мог бы взять в основу своей деятельности любой священнослужитель. Вот, к примеру, одна из них: «Ради Господа, пролившего ради нас кровь Свою, должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву, которая может помочь им. Но самая лучшая из жертв – это пойти перед ними с добрым примером и совсем отказаться от употребления спиртных напитков» Слова эти можно использовать как некий эпиграф ко всей трезвеннической работе Иоанно-Предтеченского братства.

- Таким образом, быть абстинентом, трезвенником – это наш вклад в дело спасение ближнего, - заявил священник с Украинской земли.

   Причина многочисленных и зачастую противоречивых упоминаний вина в Ветхом и Новом Заветах была подробно разобрана и после митрополита Владимира Богоявленского в исследованиях наших современников. О разнообразных переводах и значениях слова вино в текстах Пятикнижия Моисея была защищена в стенах Православного Свято-Тихоновского Университета аттестационная работа ответственного секретаря Братства «Трезвения» диакона Иоанна Клименко еще в 2011 году. Статьи о перебродившем и неперебродившем виноградном соке, о способах его хранения и переработки публиковались в газете «Трезвение», «Трезвый мир», «Трезвая Украина», «Трезвый взгляд». Есть они и на православном портале «Трезвение», доступном любому пользователю Интернет-сетей. Тем не менее, в разговорах с большинством православных людей и многими священнослужителями, увы, постоянно называются одни и те же, знакомые всем трезвенникам аргументы:

- Библия благословляет вино,

- Святые отцы призывают к умеренности,

- Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской,

- Апостол Павел советует употреблять вино Тимофею и т.п.

   Все эти случаи положительного упоминания вина были подробно разобраны и в докладе о. Серафима. Отрадно, в этой связи, что на чтениях присутствовал ряд священников, еще не являющимися членами братства, а приехавшие пока лишь познакомиться с его деятельностью.

Сергиевская Школы Трезвости

   В свете темы Рождественских чтений особенно актуально прозвучало выступление иеромонаха Павла (Пальгунова), возглавляющего в г. Каменск-Уральск Свердловской области епархиальное общество трезвости как раз в честь преп. Сергия Радонежского.

   А кандидат педагогических наук, руководитель семейного клуба трезвости Георгий Витальевич Гусев из Москвы сделал подробный доклад о деятельности первой Российской школе трезвости, которая была открыта до революции при Свято-Сергиевской пустыни под Петербургом и была названа именем преподобного Сергия. Интересно, что руководителя Сергиевской Школы Трезвости Павла Горшкова, поддерживал сам император Николай 2, школу посещали многие высшие государственные чины, в т.ч. премьер-министр Коковцев. Два раза посещал школу высокопреосвященный Владимир Богоявленский, назначенный как раз в те годы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Помимо овладения различными трудовыми навыками, выпускники школы должны были преподавать уроки трезвости в Российских школах.

   Увы, последователей у Павла Горшкова было мало, а после революционных событий школу и вовсе закрыли.

   По мнению профессионального педагога Гусева, для формирования личностных качеств человека, свободного от любых зависимостей, нужно освободиться от главного врага нашего современника – телевизора, который смотрят 98 процентов населения. Зависимость - это всегда семейная проблема, поэтому и нужны семейные центры на православной основе, возглавляемые верующими специалистами.

Употребляющий алкоголь удаляет себя от радости

   О реальных примерах формирования трезвеннических традиций в нескольких семейных поколениях рассказал в своем выступлении член братства Иоанна Чурикова Сергей Юрьевич Паламодов, сославшийся также на выдержки из трудов русских святых 19 и 20 века. Он убедительно подтвердил на своем пример мысль известных святителей о том, что человек, употребляющий алкоголь удаляет себя от радости. Как говорил один из последних дореволюционных святых Иоанн Кронштадский – жажда Божественной благодати должна прогонять жажду к вину у человека.

   Таким образом, при всей разнородности докладов, прозвучавших на секции в РСГУ, итог и смысл их был совершенно однозначен – трезвость и трезвение – это добродетель, которые являются нормой для любого христианина, а тем более для священнослужителя, являющегося главным примером для подражания у верующих людей.

   После завершения работы секции в РСГУ, большинство ее участников отправилось на традиционный зимний семинар братства «Трезвения» в подмосковный пансионат РСГУ «Алмаз» в г. Рузу. В семинаре братства участвовало в этом году более 80 человек.

«Мы приехали сюда, чтоб помолиться, укрепиться

и опытом поделиться»

   Интересна была процедура знакомства всех собравшихся в актовом зале пансионата, предложенная председателем братства, протоиереем Игорем Бачининым. Всех участников семинара разбили по группам в 6-7 человек, которые знакомились вначале друг с другом, а затем представлялись перед всеми участниками семинара, рассказывали о себе и о своих ожиданиях от семинара. В итоге, за достаточно короткий срок одного вечера сложилась четкое представление о составе участников встречи, приехавших в подмосковный пансионат на этот раз. Особенно активно были представлены в Рузе, как оказалось, Екатеринбургская, Московская, Нижегородская, Ивановская, Архангельская Епархия. Много православных трезвенников приехали в Москву из Удмуртии, Сибири, Татарстана, Белоруссии, Украины.

   Очень различался опыт и стаж трезвости посетителей пансионата «Алмаз» на этот раз. Были среди них те, кто живет трезво уже около 25-30 лет, имея огромный опыт личной и практической трезвенной работы. А были и ребята, еще находящиеся в состоянии зависимости и приехавшие на семинар по рекомендации своих настоятелей.

   Отрадно, что были в составе участников семинара батюшки, которые не являются еще проводниками трезвости на своих местах, или не имеют большого личного опыта трезвой жизни, но хотели бы напитаться трезвеннических идей и получить опыт проведения соответствующей деятельности при своих приходах.

   В основном, все участники семинара приехали, чтобы поучиться, пропитаться или заразиться духом трезвости, познать радость общения с единомышленниками и поделиться своими наработками с другими участниками семинара.

   Одна из представляющихся на процедуре знакомства групп, состоящая, в основном, из священнослужителей, даже сочинила рифмованный девиз своих намерений: «Мы приехали сюда, чтоб помолиться, укрепиться и опытом поделиться». Завершивший процедуру знакомства председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоирей Игорь Бачинин был краток: «Мое ожидание в том, чтобы оправдались ваши ожидания».

   С его отчетного доклада «Трезвенное просвещение. Системный подход по итогам 2013 года» и началась работа второго дня семинара. Доклад этот будет, надеюсь, опубликован в газете отдельно. А пока хотелось бы сказать о явной динамике роста числа участников трезвенного движения. Если в 2011 году было 46 епархиальных обществ трезвости, в 2012 – уже 84, то в прошлом году в 45 епархиях РПЦ начитывалось уже 103 приходских обществ трезвости. Число членов братства составляет на сегодня порядка 2000 человек, и более 10 тысяч человек было охвачено деятельностью братства в истекшем году. Кроме того зафиксировано 44 группы согласия трезвости, которые еще не стали членами братства, но уже участвуют в его деятельности.

   О вопросах реабилитации, ресоциолизации и реодаптации в деятельности Иоанно-Предтеченского Братства «Трезвение» рассказывал с своем докладе В. К Доронкин из отдела по Церковной благотворительности и синодальному служению.

   О различных путях избавления от зависимостей говорил доктор медицинских наук, директор Международного института резервных возможностей человека иерей Григорий Григорьев из Санкт-Петербурга.

   Были сделаны на семинаре и доклады о выходе из созависимости, прочитанный Е. А. Савиной, о семейных клубах трезвости (Е.Б. Севастьянова). Игумен Серафим (Николин) рассказывал о работе по отрезвлению духовенства на примере епархии Московской Области. А протоиерей Владимир Ашмарин поделился опытом успешного взаимодействия с местной властью на примере Тюменской области, которую он представлял. О формах и методах проведения трезвенной работы в Беларуси говорил прот. Дионисий Пясецкий, а иерей Игорь Балабанов со своими земляками Юрием Зиновьевым и Н. Данилиной рассказали о работе с алкоголезависимыми в Нижегородской епархии.

   Помимо этого, проходила на семинаре и работа над Сводом внутренних уложений Братства, обсуждались пути его развития, проекты и направления дальнейшей деятельности.

Светлана Троицкая 

Другие статьи этого автора >>