Как создать общество трезвости на приходе


В наше время Россия переживает алкогольную катастрофу. По разным оценкам специалистов, уровень потребления алкоголя на душу населения составляет от 14 до 25 литров в год. А ведь уже давно Всемирной Организацией Здравоохранения установлено, что когда этот уровень превышает 8 литров, стране угрожает опасность.[1] Алкоголизация общества – это одна из главных причин, вызвавших демографический кризис. Высокий уровень преступности, низкое качество выпускаемой продукции, экономические потери, разрушенные семьи, безнадзорные дети, переполненные дома престарелых и дома малюток – следствия все той же проблемы. В 2006 г. на 100 браков приходилось 58 разводов, при этом, согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания – самые распространенные из причин разводов, оставления детей и лишения материнских прав.[2]

Последствия алкогольной катастрофы проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности. В первую очередь, алкоголь разрушает самого человека физически и духовно. По статистике, более 1 млн человек умирает в год от причин, связанных с употреблением алкоголя (это: отравления, сердечно – сосудистые и другие заболевания, убийства и причинение вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения и т.д.).

Алкогольная зависимость приводит к деградации личности, уродуется душа человека. С духовной точки зрения это – страсть, которая может лишить человека не только жизни временной, но и вечной:«Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царствия Божия не наследуют…» (1 Кор. 6, 10).

В дореволюционных изданиях начала 20 века встречаются слова о том, какая ужасная алкогольная ситуация сложилась на тот момент в обществе. И это говорилось тогда, когда уровень потребления алкоголя на душу населения был одним из самых низких в мире. В 1905 г. он составлял 3,13 л на душу населения в год (для сравнения: во Франции – 23,32 л, в Германии – 10,06 л, в Великобритании – 8,83 л, в США – 6,56 л [3]). Россия была одной из самых трезвых стран мира, и при этом многие деятели трезвеннического движения били тревогу. А сейчас у нас 14 – 25 л на душу населения в год и мы…молчим. Сложилась даже противоположная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, наше общество считает его каким-то ненормальным.

Одна из главных причин пьянства – потеря духовно-нравственных ориентиров современным человеком. Следовательно, и лечиться эта болезнь должна духовными средствами. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».[4]

В России имеется богатый исторический опыт утверждения трезвости. Главной движущей силой этого процесса была Русская Православная Церковь. К началу революции в нашей стране действовало более 3000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенническую работу. Именно благодаря их деятельности большинство населения страны были трезвенниками.[5]

В наше время началось возрождение православных трезвеннических традиций. Появляются при приходах общества трезвости (сейчас в России около 50 таких приходских обществ), возобновилась практика обетов трезвости.

В нашей небольшой брошюре мы хотели бы обратиться к дореволюционному и современному опыту создания и деятельности обществ трезвости, чтобы, ознакомившись с ним, можно было выработать определенные рекомендации для людей, желающих организовать у себя на приходе общество трезвости.

Глава 1. Дореволюционный опыт организации и деятельности обществ трезвости на приходе.

Первые общества трезвости стали появляться в России в середине 19 века. Они представляли собой объединения обетчиков - людей, давших обет воздержания от винопития на определенный срок. Это стихийное крестьянское движение, не имевшее ярких лидеров и четкой программы действий, постепенно сошло на нет.

Оно стало возрождаться снова уже в 80-е гг. 19 века. Нужно отметить в этот период деятельность Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). В 1875 г. он организовал в с.Татеве народную школу, в которой стремился воспитывать учеников на основе нравственных христианских ценностей. В 1882 г. им было организовано «согласие» (общество) трезвости, куда вошли ученики и выпускники его школы, а также сельские жители.

«Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества трезвости при абсолютном воздержании от спиртного. Мысль о таком обществе была встречена большинством моих учеников в высшей степени сочувственно, и 5 июля 1882 года, в день моих именин, после молебна преподобному Сергию Радонежскому, нами был произнесен в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. С тех пор этот обет ежегодно 5 июля обновлялся почти теми же лицами, с небольшим ежегодным численным приростом. Число членов нашего общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Состояло общество почти исключительно из бывших учеников Татевской школы, и постоянное его ядро составляли вышедшие из этой школы учителя», - писал Сергей Александрович Рачинский.[6]

Он впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть по-настоящему плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Эту мысль он не уставал повторять до самой своей смерти.

Великий православный трезвенник сразу же указал, что человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости - «желание жить жизнью, Богу угодною», «жить в Боге и для Бога». Он неустанно повторял, что главное направление православной трезвенной работы – это практическое осуществление заповедей Божиих.

Рачинский подчеркивал, что основной метод работы – соединение идей трезвости с православным просвещением. Посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний в православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость.

Им было определено и главное средство обретения трезвой жизни – обет трезвости как церковная форма отречения от пьянства. Выдающийся педагог говорил, что обет трезвости предполагает решительное изменение всей жизни человека, который должен начать путь нравственного, духовного совершенствования.

Рачинский первым в России объяснил необходимость распространения идей трезвости во всероссийском масштабе. Он сформулировал главную стратегию преодоления алкоголизации населения: надежный заслон ей должны поставить сильные приходские, школьные и семейные трезвенные традиции. Человек будет надежно огражден от пагубной страсти к спиртному только тогда, когда его семья и приход будут не просто воздерживаться от «злоупотребления спиртным», но активно развивать и совершенствовать трезвенную работу. Проблема алкоголика – это проблема (а чаще всего вина) всей семьи и прихода. Именно члены семьи и прихожане должны были заметить начало развития болезни у своего ближнего. Именно они вместе с педагогами должны были надежно оградить подрастающее поколение от этой духовно-нравственной болезни.

По мнению Рачинского, вносить свой вклад в дело утверждения трезвой жизни должен каждый православный христианин. Он указал на необходимость осуществления основного принципа противостояния злу – на развитие трезвенного движения во всероссийском масштабе. Поэтому народный учитель не уставал призывать к созданию в приходах православных обществ и братств трезвости.

А как строилась такая работа непосредственно в Татевском обществе трезвости? Рачинский пишет: «Я пользовался для бесед о трезвости единственным случаем, который для этого представлял мой образ жизни. В воскресные дни между утреней и обедней в школу приходили многие крестьяне, приходили в настроении добром и благоговейном, с желанием услышать или, если они грамотны, прочесть что-либо душеполезное. В разговорах с ними речь весьма часто касалась пьянства. Немногие из них (по большей части родители или родственники моих учеников) присоединялись к нашему обществу трезвости».[7]

Рачинский определил для себя правило: лично проводить беседы с каждым, кто выражает желание стать членом Татевского общества трезвости. Обеты трезвости принимались на один год. Рачинский считал, что для людей, особенно страдающих от алкоголизма, обет трезвости должен сначала даваться на небольшой срок: полгода или год. Он пояснял: «За человеком, чтобы окрепла его воля, должна быть оставлена разумная мера свободы». Этот принцип Рачинского затем использовался в абсолютном большинстве дореволюционных обществ трезвости.

В письме Рачинского С.А. «К духовному юношеству о трезвости» содержится глубокое богословское осмысление данной проблемы: «Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенною трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения. Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким».

Рачинский всю свою жизнь призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни. Он настойчиво объяснял: «Авторитет и нравственная сила священника, для коего пьянство невозможно, тотчас удесятеряются. К нему всегда примыкает группа абсолютно трезвых людей, прочное ядро будущего общества трезвости».[8]

Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви.

Церковное священноначалие одобряло массовое трезвенническое движение, начавшееся в России. В определениях 1889 и 1909 гг. Синод призывал духовенство учреждать приходские общества трезвости, указывал на их особое значение в деле развития трезвенных традиций в России. Человека, страдающего от алкогольной зависимости, недостаточно было просто убедить в необходимости трезвой жизни. Надо было создать для него и условия, облегчающие внутреннюю борьбу с этой страстью. Такой именно цели и служили приходские православные общества трезвости. Люди, желавшие навсегда прекратить разрушение собственной личности алкогольными и табачными ядами, встречали здесь теплое участие и братскую помощь. Укрепляемые верою, молитвою и пастырскими наставлениями, ободряемые и поддерживаемые членами приходского общества трезвости, они легко удерживались от соблазнов пьяной жизни.

После смерти Рачинского духовным центром православной трезвости становится Санкт-Петербург, в котором в 1898 г. было основано Александро-Невское общество трезвости (при Воскресенском храме у Варшавского вокзала). Оно было основано священником Александром Рождественским, «апостолом трезвости», как называли его современники, и действовало на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной трезвости, которым руководил сподвижник и друг святого праведного Иоанна Кронштадтского священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860-1918). Отец Александр ставил для своего общества задачу гораздо шире, чем только борьба за трезвость его членов. Он устремлял их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Этому он учил с помощью внебогослужебных бесед, издаваемых им книг, журналов, газет; литературных вечеров, приобщения к церковному пению, умело организованных паломничеств и торжественных крестных ходов. Основанное им Александро-Невское общество трезвости уже в 1905 году насчитывало более 70 000 человек и было самым многочисленным в России. «Ведь это значит, - писал известный литератор Е. Поселянин, - семьдесят тысяч семей, то есть целое население крупного города, которое можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, беспросветного земного ада! Это – громадная область, оторванная у сатаны, это – великий живой дар Царствию Божию».[9]

С 1905 по 1918 гг. это общество возглавлял священник Петр Миртов. В это время в Обществе и его 12 отделениях в Санкт-Петербурге и губернии действовало 7 библиотек, 5 школ и даже детский сад. С 1914 г. оно стало называться Александро-Невским Всероссийским Братством трезвости. К 1917 г. число его членов превышало 140 000 человек. Все они дали Богу обет трезвости.[10]

Другим великим подвижником трезвенного движения явился святой праведный Иоанн Кронштадтский. Им был организован Дом Трудолюбия – воспитательно-образовательное учреждение для бедных людей, спасающее их от пьянства, лености, праздности, апатии, тунеядства. В 1882 г. состоялось его открытие. Всякий желающий мог выполнять в Доме трудолюбия простую работу, например, клейку картузов, трепанье пеньки и т.п., получая за это здоровую сытную пищу, небольшую плату и ночлег. В состав Дома Трудолюбия входили следующие учреждения: 1) пенькощипальная мастерская, в которой работало в течение года до 25 тысяч человек, 2) женская мастерская, состоявшая из трех отделов: модного, белошвейного и вышивки и метки белья, 3) сапожная мастерская, в которой под руководством опытного мастера мальчики обучались сапожному мастерству, 4) народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек, 5) ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки, 6) бесплатное призрение бедных женщин, 7) бесплатная амбулаторная лечебница, 8) народные чтения, которые велись по воскресным и праздничным дням и заключались в разъяснении Евангелия, а также в общеполезных очерках по русской истории и литературе, 9) бесплатное начальное народное училище, 10) вечерние классы ручного труда, 11) класс женского рукоделия, 12) бесплатная детская библиотека при начальном училище, 13) народная бесплатная читальня, 14) воскресная школа, 15) рисовальные классы, 16) убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей, 17) второй приют для малолетних обоего пола, 18) загородный дом милосердия имени отца Иоанна, служивший летом для детей убежищем, 19) дом Андреевского приходского попечительства, где производилась ежегодно выдача денежных пособий бедным на несколько тысяч рублей. Учреждена была также книжная лавка и устроены огороды для снабжения овощами различных учреждений Дома трудолюбия.

Такую форму работы со страждущими возрождают в настоящее время реабилитационные центры.

В 1909 г. появляется Указ Святейшего Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914 г. сообщается о результатах проведения в жизнь Указа от 1909 г. «Стремления наставников, в этом отношении, главным образом направлены были к тому, чтобы дать учащимся надежное орудие в борьбе с указанным недугом в народе, которому они понесут призыв к отрезвлению. Обычным средством к раскрытию всей пагубности влияния алкоголя на психическую и физическую жизнь человека служили, прежде всего, наставления семинарских врачей на уроках медицины и гигиены, а иногда – в особых лекциях соответствующего содержания, с демонстрированием картин, картограмм и т.п. Такие лекции прочитаны были в семинариях: Вологодской, Вятской, Пензенской, Одесской, Уфимской, Орловской и Пермской. С тою же целью иногда обращались к кинематографическому демонстрированию соответствующих картин (Архангельская, Казанская, Смоленская семинарии). Приобреталась и соответствующая научно-популярная литература в семинарские библиотеки для чтения учеников; раздавались, особенно в младших классах, листки и книжки на тему о трезвости. Наряду с выяснением вопроса о вреде алкоголя, воспитанникам излагались история и меры борьбы с сим злом. Между прочим, в Архангельской семинарии был произведен опыт восполнения методических познаний учащихся по сему предмету сведениями о школьной борьбе с алкоголизмом, с каковою целью преподавателем дидактики устроено было «трезвенническое» утро. По широте постановки указанного «трезвенного» дела на первом месте, бесспорно, должна быть поставлена Пермская семинария. Здесь устроен особый противоалкогольный музей. Для приучения учащихся к ведению противоалкогольных бесед устраивались классные беседы в форме диспутов на соответствующие темы, а для большего убеждения в значении личной инициативы в деле борьбы с народным алкоголизмом воспитанники ознакомлены были с жизнью и деятельностью выдающихся «апостолов» трезвости, с целью же расширения познаний по противоалкогольному делу и гигиене вообще, а также для приобретения навыка в деле распространения сих знаний как в семинарии, так и вне ее, открыт был кружок гигиенистов-трезвенников, действия которого выражались в устройстве небольших чтений (с туманными картинами). Об открытии кружка христианской трезвой молодежи состоялось постановление и в Якутской семинарии».[11]

Развитие учения о трезвости привело к постановке вопроса о преподавании этого предмета в общеобразовательной школе. В 1905 году недалеко от С-Петербурга, на станции Сергиева Пустынь Балтийской железной дороги, близ монастыря преподобного Сергия иеромонахом этого монастыря Павлом (Горшковым) была организована 1-я Российская Сергиевская школа трезвости. Она выросла из Сергиевского отделения Александро-Невского общества трезвости, образованного в 1904 году в монастыре преподобного Сергия. Как показывает само название школы, главной заботой ее являлось преподавание трезвости с целью предохранения подрастающего поколения от порока пьянства. И это преподавание проходило красной нитью в программе школы. Специальные «Уроки трезвости» давала старшая учительница школы с использованием наглядных пособий. А заведующий школой иеромонах Павел вел уроки трезвости на темы по Закону Божию. Это были беседы о трезвости, приуроченные к разным событиям из Священного Писания. На уроках остальных предметов учебного курса детям внушались все те же начала трезвой жизни.

В 1910 году Святейший Синод своим указом ввел преподавание науки трезвости во всех церковно-приходских школах. А с 1914 года в школах Министерства народного просвещения предписывалось преподавать учащимся старших классов курс гигиены с обязательным сообщением сведений о вреде алкоголя по одному часу еженедельно в течение года.[12]

К марту 1914 года относится определение Святейшего Синода об установлении на будущее время повсеместно в России ежегодного, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, церковного Праздника трезвости.

Именно широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом войны) принять меры к прекращению продажи крепких алкогольных напитков и ликвидации казенных питейных заведений. Первоначально запрет касался водки и других крепких спиртных напитков и был введён в качестве временной меры, однако по завершению мобилизации он остался в силе. Постепенно запрет распространили на вино и пиво. Последний русский царь предрешил навсегда воспретить в России казённую продажу водки. Ни в одной стране мира до 1914 г. подобных радикальных мер по снижению потребления алкоголя не принималось. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую - высшую ступень.

Глава 2. Общества трезвости сегодня.

Возрождение православных трезвеннических традиций началось в конце 20 века. Были организованы общества трезвости в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах России (сейчас их насчитывается около 50 в России). Цель этих обществ – утверждение трезвости в народе, а задачей является духовно-нравственное просвещение. Именно отход от духовных традиций вызвал алкогольную катастрофу в России. Следовательно, и возрождение трезвеннических традиций должно идти рука об руку с возрождением духовной жизни.

Обобщая современный опыт работы обществ трезвости, можно выделить основные направления их деятельности:

1. Совместная молитва.

2. Индивидуальные консультации со страждущими и их родственниками.

3. Беседы для родственников страждущих.

4. Курсы по избавлению от алкогольно-табачной зависимости.

5. Помощь людям, окончившим курсы по избавлению от зависимости.

6. Возрождение традиций обета трезвости.

7. Религиозно-просветительская деятельность.

Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.

1.Совместная молитва.

«…Молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).[13] «Без Меня не можете творить ничего», - сказал Сам Господь. Любое благое дело должно делать с молитвой. Во многих обществах трезвости существует традиция регулярно собираться на акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На эту соборную молитву приходят как те, кто уже избавился от алкогольной или табачной зависимости, так и желающие с Божией помощью преодолеть свою пагубную страсть.[14]

2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников.

Главной целью консультаций является объяснение человеку, обращающемуся за помощью, того, что проблема зависимости имеет в первую очередь духовные корни, и поэтому решать ее необходимо соответствующими средствами. Помимо разъяснения основной причины проблемы, одной из целей консультации является психологическая поддержка человека в его стремлении избавиться от зависимости и укрепление его в надежде совместного достижения реального положительного результата. Проводятся консультации людьми, которые сами избавились от зависимости и приняли обет трезвости. Они являются активными членами общества, имеют необходимый духовный и жизненный опыт, прошли специальное обучение и получили благословение духовника, окормляющего деятельность общества. Во время консультации людям даются подробные ответы на волнующие их вопросы, предлагаются конкретные пути решения проблемы, показываются результаты людей, обращавшихся ранее за помощью, предоставляется возможность самим посетить ближайшие мероприятия общества и познакомиться с его жизнью. Зачастую следствием консультации является то, что люди приходят на ближайшие занятия для страждущих или беседы для родственников страждущих, начинают приходить на молебен с акафистом перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая чаша», который регулярно два раза в неделю служится в часовне святого благоверного великого князя Александра Невского (там же, где проходят индивидуальные консультации).

3. Беседы для родственников страждущих.

Необходимость занятий с близкими и родственниками вызвана в первую очередь тем, что эти люди, видя, как на глазах у них разрушается и гибнет человеческая личность, не понимая причин такого поведения человека, часто совершают действия, которые не только не приводят к положительному решению проблемы, но, наоборот, её усугубляют; а нередко и они сами являются причиной очередного срыва или семейного конфликта. Именно с целью вооружения близких необходимыми знаниями, объяснения истинных причин проблемы, предложения реальных и конкретных путей помощи страждущим и организуются беседы для их родственников.

В ходе этих бесед гораздо шире, чем на индивидуальной консультации, раскрываются духовные основы зависимостей, объясняется, что проблема алкогольной и табачной зависимости не только личностная, но и семейная, и социальная. В силу этого бороться нужно не с человеком, а за человека, нужно бороться с той страстью, от которой страдает и мучается его душа, с теми привычками, традициями и обрядами, которые влекут его в погибель, с тем, от чего самостоятельно, только своими силами, он избавиться не в состоянии. Основной принцип, на котором выстраивается вся помощь, определяется тем, что семья - это единое целое, живой организм, и подобно тому, как от телесной болезни страдает весь человек, так и от действия страсти страдает и мучается вся семья, а не отдельный ее член. Проблема, которая возникает у кого-либо из членов семьи, не является проблемой только мужа, жены или детей - это проблема всей семьи, то есть каждого её члена, и решить ее можно только совместно, общими усилиями. Поиск «виноватого» не может принести положительного результата, а только усугубляет положение страждущего, так как лишает его надежды на исправление жизни.

Главный вектор приложения всех усилий в помощи страждущему должен быть направлен на то, чтобы в нем самом пробудить стремление изменить свою жизнь. Для этого необходимо, в первую очередь, терпение и понимание, что это изменение не может произойти быстро; кроме того, ему необходим наглядный пример той жизни, к которой его призывают. Этим конкретным примером жизни в трезвости могут стать его родственники. В силу этого в ходе проводимых бесед им объясняется, что оказание помощи страждущему мужу, жене или ребенку нужно начинать с самого себя, с изменения своей жизни. В чем же человек должен измениться, чтобы помочь своему близкому, родному человеку в борьбе со страстью?

Из опыта практического общения со страждущими и их родственниками выявляется весьма характерная конфликтная ситуация. У родственников к страждущему имеется весьма значительное количество претензий относительно его поведения в семейной жизни, но и у страждущего к родственникам количество претензий ничуть не меньше. Неспособность самостоятельно найти выход из этого конфликта во взаимоотношениях приводит к вполне закономерным отрицательным последствиям: страдающий от неудовлетворения своих претензий теряет в душе мир и по привычке предается действию страсти; родственники, не видя изменений к лучшему, впадают в уныние и отчаяние. Выход из этой, как может показаться, безвыходной ситуации возможен через возвращение к традиционному для нашей духовной культуры укладу семейной жизни. В ходе бесед с родственниками страждущих им объясняются основные принципы традиционного уклада семейной жизни и предлагается практическая помощь обустройства взаимоотношений в семье в соответствии с этим укладом. В этом и заключается суть тех изменений, которые человеку необходимо в себе совершить, меняя себя под традиционный для нашей российской культуры уклад семейной жизни.

На занятиях родственникам предлагаются конкретные формы поведения, принципы правильного общения со страждущим человеком, способы оказания ему необходимой помощи. Нередко и самим родственникам необходима психологическая поддержка и помощь, так как многие из них, прилагая невероятные усилия, затрачивая огромные средства и не видя результатов, впадают в уныние, отчаиваются и прекращают борьбу за своего близкого и дорогого человека. Общение на занятиях с членами общества, совместные молитвы, реальные примеры преодоления порока и исправления жизни воодушевляют их на терпеливую и усердную борьбу со страстью. Им самим предлагается стать членами общества трезвости и принять обет трезвости.

4.Курсы для страждущих от алкогольно-табачной зависимости.

Такие курсы проводятся в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге и других городах России. Что касается курса, проводимого обществом «Трезвение» в Екатеринбурге, то целью курса является передача человеку, принявшему твердое решение изменить свою жизнь, необходимой суммы теоретических знаний и опыта, достаточных для избавления от зависимости. Этот курс состоит из десяти трехчасовых занятий, проводимых в вечернее время, системы домашних занятий, тренингов и индивидуальной работы с каждым слушателем. Результатом этой работы для людей, обращающихся за помощью с целью избавиться от алкогольной зависимости, как правило, является то, что после 3-4-го занятия у них пропадает желание одурманивать себя алкоголем и появляется твердое намерение жить трезво. У людей, желающих избавиться от табачной зависимости, после 5-6-го занятия исчезает всякое желание отравлять себя табаком. К десятому занятию у большинства слушателей появляется осознанная необходимость внутреннего преображения, формируется твердое намерение жить духовной жизнью в традициях Православной Церкви.

Каждое занятие состоит из объяснения и разбора домашних заданий, лекции, перерыва и индивидуальной работы со слушателями. Начинается и заканчивается занятие молитвой.

5. Помощь людям, окончившим курсы по избавлению от зависимости.

Главная задача общества трезвости на этом этапе - помочь человеку удержаться на достигнутых рубежах, научиться жить трезво, видеть искушения, понимать их смысл и бороться с ними, войти в благодатную жизнь Церкви, обрести необходимый духовный опыт, стать активным членом общества «Трезвение». Для этого вся новая группа в конце десятидневных занятий делится на части, и каждая часть вливается в группу (десятку), состоящую из людей, уже имеющих достаточный опыт трезвой и духовной жизни, во главе которой стоит человек (десятник), давший обет трезвости и являющийся членом общества. Перед каждой десяткой ставятся три основные задачи: взаимная помощь и поддержка членов своей десятки; содействие в обретении духовного опыта и знаний; активное участие в жизни общества. Работа в десятках строится на основных христианских принципах: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) и «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Помощь и поддержка необходимы человеку, особенно в первое время после окончания десятидневных занятий. Во время занятий он находится в атмосфере единомышленников, которые так же, как и он, стремятся изменить себя, в нем крепнет осознание реальности этих перемен, он постоянно видит перед собой людей, которые уже прошли этот путь, может с ними общаться, задавать им любые волнующие его вопросы. В это время он постоянно наблюдает происходящие в нем перемены: сокращается количество выкуренных сигарет в течение дня, пропадает желание одурманивать себя алкоголем и табаком, вместо этого возникает отвращение к ним; поднимается настроение; улучшается самочувствие; возрастает надежда, что и у него в этот раз все может получиться; все тверже становится намерение измениться и жить трезво. После окончания занятий из атмосферы единомышленников, стремящихся жить трезво, человек возвращается к прежней своей жизни. Часто, к сожалению, случается так, что та социальная среда, которая сформировала и питала в нем этот порок, из которой человек пришел на занятия, за время происходящих в нем личных перемен совсем не изменилась, а даже, совсем наоборот, в ней этот человек сейчас становится объектом насмешек. Именно в этот период страждущему, как никогда ранее, необходимы дружеская помощь и поддержка опытного человека, прошедшего через такие же жизненные обстоятельства; такого человека, который осознает на себе груз личной ответственности перед Богом за благополучный исход дела, является старшим собратом и с христианской любовью терпеливо помогает пройти через эти естественные жизненные испытания. Для оказания этой помощи десятники вместе со своими десятками обязательно присутствуют на занятиях, помогая в их проведении, организуют все необходимое для чаепития, в процессе которого в неформальной, дружественной атмосфере снимаются психологические барьеры, завязываются межличностные отношения, поэтому, когда в конце занятий в десятку вливаются новые члены, нет напряжения, возникающего при новой встрече, а есть взаимопонимание и готовность к совместному труду. У десятника есть помощники, в обязанности которых входят забота оказывать постоянное попечение о своих членах и регулярно собирать членов своей десятки минимум два раза в месяц. Для этого есть совместные молитвенные собрания, которые проходят в среду и воскресенье в 18.00 в часовне св. благ. вел. кн. Александра Невского и ежемесячные встречи трезвенников, организуемые для всего общества.

Помимо участия в молитвенных собраниях и ежемесячных встречах трезвенников, десятки участвуют во всех других мероприятиях, организуемых обществом «Трезвение»: принимают активное участие при наборе, организации и проведении очередной группы для страждущих; совершают совместное паломничество к православным святыням родного края; трудятся на послушаниях, организованных для помощи монастырю; издании и распространении «Листков трезвости» и газеты «Трезвое слово». По инициативе членов общества для изучения основ церковного пения организован хор «Единогласие», который поет на молебнах и акафистах. Для реализации потребности в общении и совместном пении организован хор «Седмица», который вместе с хором «Единогласие» сопровождает пением все мероприятия общества.

Наряду с оказанием необходимой психологической помощи и поддержки, в десятках существует еще одно крайне важное направление работы, ставящее своей целью создание условий для приобретения людьми, прошедшими курс занятий, необходимых системных знаний о Боге, вере, православии, богослужении, духовной жизни в традициях святых отцов и учителей Восточной Православной Церкви. Реализуется эта работа в «катехизаторской школе», существующей при обществе. Для приобретения молитвенного опыта в часовне в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в среду и воскресенье члены десяток собираются на совместную молитву перед иконой Божией матери «Неупиваемая чаша». Все мероприятия общества сплачивают общество в единый, деятельный, цельный живой организм, который помогает страждущему измениться и жить трезво.

6. Возрождение дореволюционной практики обетов трезвости.

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов на пути трезвости Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование - о пришествии в мир Спасителя - дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом завете, и в Новом. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решили дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи (Числа, 6, 2-3). Мы знаем обеты святых праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы в случае разрешения бесплодия посвятить чадо Богу. Такие примеры есть и в житиях святых. Плодом таких Богоугодных обетов были Пресвятая Богородица, Предтеча и Креститель Господень Иоанн и многие святые.

Обет трезвости дается для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, с другой - чтобы привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и Богоугодно.

Обет трезвости – это великое охранительное средство для людей, еще не имеющих порочных зависимостей. Это прекрасная помощь родственникам страждущих, которые должны помогать своим родным в первую очередь собственным примером. С. А. Рачинский писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыни. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи». Традиция Православной Церкви четко выражена словами апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). Нередко обет трезвости дают люди, которые сами от этого порока не страдают: они дают обет трезвости ради своих ближних. Чтобы избавиться от страсти пьянства, человек должен утвердиться в добродетели воздержания, и пример такого воздержания являют ему близкие.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвеннической работой, для укрепления себя в этом подвиге. После чинопоследования обета трезвости обетчикам выдаются обетные грамоты (см. Приложение 6).

Обет трезвости дается с благословения духовника. Срок обета может быть различным: от нескольких месяцев до пожизненного (срок опять-таки должен определить духовник).

7. Религиозно – просветительская и профилактическая деятельность.

Это может быть: издательская деятельность (выпуск журналов, газет, листков трезвости), написание статей на тему трезвости в местные средства массовой информации, создание сайта общества трезвости, проведение лекций и бесед о вреде табакокурения, винопития, сквернословия и другое.

Глава 3. Методические рекомендации по организации общества трезвости на приходе.

Мордвинов И.П. в своей книге «Общество трезвости, жизнь и работа в нем» (1910 г.) пишет: «Каждый убежденный трезвенник, каждый общественный работник – священник, учитель, врач – могут и, как сознательные граждане, должны пропагандировать при каждом удобном случае идеи трезвости. Алкогольный вопрос так наболел в нашей родине, что всякая, даже незначительная, трезвенная пропаганда… вызывает формирование кружка лиц, искренно сочувствующих делу насаждения трезвости. Не скажем, чтобы эти кружки были особенно велики по количеству лиц, но они всегда бывают. Дело проповедника и идейного зачинателя общества – скрепить этот кружок, дать ему мысль о новом деле, вдохнуть уверенность, что дело пойдет, и, наконец, направить его на агитационную работу – на привлечение к основанию общества новых лиц… Вообще каждому деятелю, намеревающемуся создать общество трезвости, необходимо помнить, что он не только должен работать сам, но и должен учить работать других, чтобы всегда были в наличности продолжатели дела, чтобы дело не умирало»[15].

Теперь мы переходим к вопросу о том, каким способом и в какой последовательности можно организовать общество трезвости на приходе. Прежде всего, необходимо, чтобы этой деятельностью занимался человек, с одной стороны, воцерковленный, а с другой, осознавший для себя необходимость жить трезвой жизнью. Человеку, желающему организовать у себя на приходе общество трезвости, можно предложить следующее.

Если Вы священник, то прежде, чем приступить к исполнению этого благого дела, весьма естественным было бы испросить благословение правящего архиерея на это начинание.

1.Начните в своих проповедях делать акцент на проблеме пьянства, на необходимости трезвой жизни и ее преимуществах.

Расскажите о тех средствах, которые существуют в Церкви для борьбы с этой страстью, приведите примеры избавления, ознакомьте с примерами из жизни святых, которые страдали от этого недуга, но с Божьей помощью сумели избавиться.

2.Предложите прихожанам начать вместе молиться об избавлении страждущих от этого недуга, объясните преимущества, действенность и благодатность совместной молитвы. Определите время, когда вы вместе с прихожанами будете служить молебен о помощи страждущим в избавлении от винопития. Время для этой цели необходимо выбрать удобное для прихожан. Как показывает опыт, это может быть суббота, перед Воскресным бдением, вечер воскресенья или какой-либо из дней среди недели, например, среда. Об этом времени необходимо несколько раз сделать объявление после воскресной литургии и дополнительно повесить красочное объявление на видном месте территории храма. Молебен желательно служить с водосвятием, чтобы после молебна люди могли забрать эту воду домой.

После молебна желательно, чтобы священник обращался к присутствующим со словом назидания, в котором старался бы укрепить их веру в помощь Божию, воодушевлял на положительный исход совместных трудов и рассказал об особой милости Божией к страждущим. Весьма полезным было бы определить из числа постоянных прихожан ответственного, который, в случае занятости священника, смог бы с пришедшими людьми совместно прочитать акафист или канон. Очень важно, чтобы в назначенное время, несмотря на любые обстоятельства, пришедшие имели возможность помолиться за своих страждущих родственников. Служить молебны, читать акафисты и каноны возможно тем святым, которые имеют особую благодать от Господа помогать страждущим в избавлении от недуга пьянства. Возможно молиться Пресвятой Деве Богородице перед Ее чудотворным образом «Неупиваемая чаша», св. Иоанну Крестителю, мч. Вонифатию, прп. Моисею Мурину, св. прав. Симеону Верхотурскому, св. благ. вел. кн. Александру Невскому и др.

3.Тех людей, которые будут постоянно приходить на молебны (это, скорее всего, будут родственники или сами страждущие), можно в последующем объединить в согласие трезвости. Форма согласия на начальном этапе предпочтительнее, чем сразу ставить перед собой задачу создания общества, т.к. не предполагает участия большого количества людей. Согласие означает то, что несколько человек соглашаются между собой жить трезво. Свое намерение они выражают в виде подписей, поставленных под текстом согласия.

На этом этапе важно заложить традиции, которые в последующем будут основной частью деятельности общества трезвости. Традиции начинаются с проведения мероприятий и поиска инициативных людей.

Мероприятия состоят из разнообразных разовых действий, осуществляемых по инициативе членов согласия и могут включать в себя, кроме молебнов, чтения акафистов и канонов, проведение трезвых праздников, издание листков трезвости, создание сайта, проведение лекций, распространение трезвеннической литературы, организацию встреч для совместного пения, просмотра тематических фильмов с обсуждением, организацию трезвеннических мероприятий для детей, паломничество и т.п. Любая инициатива, исходящая от членов согласия, должна только приветствоваться. Формирование и поддержание инициативы членов согласия на данном этапе является очень важным организационным действием. В последующем из этих мероприятий сформируются направления деятельности будущего общества трезвости.

Если Вы мирянин и имеете намерение организовать у себя на приходе общество трезвости, то естественным было бы начать с того, чтобы испросить благословение у священноначалия на эти труды. Необходимо написать прошение на имя настоятеля прихода, членом которого Вы себя считаете, в котором обстоятельно и подробно изложить свою просьбу. Хорошо будет, если Вам благословят священника, который будет окормлять эту деятельность, об этом необходимо специально указать в прошении.

Следующим этапом должен быть поиск единомышленников, разделяющих ваши стремления и готовых потрудиться вместе с вами на ниве утверждения трезвости. Ими могли бы быть родственники страждущих или сами страждущие, имеющие опыт духовной и церковной жизни.

После обретения единомышленников весьма полезным было бы объединить их в согласие трезвости. С этой целью необходимо составить текст согласия и поставить под ним свои подписи. Далее необходимо определиться с местом и временем встреч и составить план деятельности. План деятельности может включать в себя: совместные молитвы, распространение трезвеннической литературы, паломничество, участие в мероприятиях, проводимых другими обществами и т.п.

Необходимо выделить из своих рядов старшего или ответственного, через которого будет осуществляться связь и взаимодействие. Им может быть постоянное лицо, или люди могут меняться, скажем, через месяц или три, дабы дать возможность проявиться всем и в процессе этого выявить наиболее способных к этой деятельности.

Самое главное, на что необходимо обращать внимание на этом этапе, следить за тем, чтобы встречи были регулярными, с периодичностью раз в неделю или раз в две недели. Это будет способствовать привлечению в ваше согласие других людей, которые бы захотели вместе с вами потрудиться на этой ниве. К подготовке и проведению мероприятий необходимо подходить обстоятельно и ответственно, от этого будет зависеть отношение других людей к вашей инициативе.

Соблюдение этих несложных условий, как показывает опыт, постепенно будет содействовать привлечению к вашим трудам заинтересованных людей.

По мере количественного роста единомышленников и расширения деятельности необходимо приступить к следующему подготовительному этапу создания приходского общества трезвости.

Создание общества трезвости – следующий после согласия этап организации трезвеннической деятельности на приходе. Происходит это по мере роста поборников трезвости, независимо от того, кто стоял у истоков – священник или мирянин. Очень важно вовремя определить этот момент, для того чтобы вывести людей на новые рубежи в деятельности и не погубить инициативу.

На этом этапе, как правило, создается инициативная рабочая группа, определяются направления деятельности, подготавливается устав, в котором указываются цели и задачи, организационная структура, порядок вступления в общество и выхода из него, составляется план мероприятий на определенный период времени.

По мере готовности организующих документов необходимо испросить благословение правящего архиерея на следующий этап в этой деятельности, написав на его имя рапорт.

Практические рекомендации по организации трезвеннической работы "Общество трезвости на приходе"подготовлены священником Игорем Бачининым на основе изучения практики деятельности приходских обществ трезвости дореволюционной России и опыта работы общества «Трезвение» при Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга за прошедшие 14 лет.

Масштабы распространения алкогольной, никотиновой и других зависимостей в нашем обществе стали поистине национальным бедствием, угрозой самому существованию России. Русская Православная Церковь имеет традицию, средства и опыт отрезвления человека и общества. Однако большинство духовенства и мирян не знакомы с этим опытом. В Екатеринбургской епархии найдены новые эффективные формы работы обществ трезвости с опорой на традицию, в рамках созданного в Свердловской области общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

Рекомендации могут представлять интерес для духовенства и мирян, общественных и государственных деятелей, работников социальных служб.

Скачать книгу (doc, 2,48 МБ)

Обет трезвости: за и против

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека, но как личный выбор он не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается. Но и они по-разному относятся к традиции обетов трезвости, сложившейся в России в конце XIX века и с 1990-х годов возрождающейся во многих православных общинах.

Заключение

Обратившись к истории деятельности обществ трезвости до революции и рассмотрев современный опыт, изложенный материал предлагает необходимые рекомендации для людей, желающих организовать у себя на приходе общество трезвости. При этом хотелось бы еще раз отметить, что основной целью православных трезвеннических объединений является утверждение трезвости как нормы жизни. Личный пример трезвой благочестивой жизни – залог успешной деятельности.

Важно помнить, что цель православных трезвеннических обществ и братств – утверждение трезвости, а не борьба с пьянством. Не репрессии против пьющих, но личный пример трезвой благодатной жизни – залог успешной деятельности в этой области.

Надеемся, что наши простые советы помогут в организации и деятельности новых обществ трезвости. Хочется верить, что найдутся активные неравнодушные люди, которые возьмутся за это благое дело. Никакой труд во славу Божию не бывает напрасным, и «в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6, 9).


[1] Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России/Отв. ред. Д.А.Халтурина, А.В.Коротаев. М., 2008. С.41.

[2] Там же. С.18.

[3] Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С.41-42

[4] Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. XI, п.16.

[5] Известно, что в 1913 г. 43% мужчин и 90% женщин были трезвенниками.

[6] Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С.183-184.

[7] Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С.187

[8] Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский//Трезвение №4, 2003.С.1; № 5-7.С.2

[9] Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С.183-184.

[10] Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С.189-195

[11] Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. – Пг., 1916.

[12] Аникин С.С.Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения. Красноярск, 2004. С.19.

[13] Цит. по: Мороз А., Цыганков В. Уроки трезвости. М., СПб., 2006. С. 281.

[14] Там же.

[15] Мордвинов И.П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С.4-5.

Приложения

Скачать приложение 1.1 (курс занятий)

Скачать приложение 1.2 (анкета на занятия)

Скачать приложение 1.3 (дневник)

Скачать приложение 2 (о десятках)

Скачать приложение 3 (последование обета трезвости)